Braukunst Live 2015. Повторение пройденного.

Широко известный пивовар норвежской пивоварни Nøgne Ø Кьетил Йикиун (Kjetil Jikiun), создавший не один десяток мировых пивных шедевров, уходит со своего поста и из пивоварения вообще. В планах человека-легенды - переезд на Крит и обустройство на винокурне. Пивная революция отступает. Здравствуйте.

Проникнувшись год назад новым мюнхенским пивным фестивалем, я ждал следующего года как россияне ждут победы футбольной сборной на чемпионате мира. Ничего не подозревая о грядущем кризисе в декабре 2014 года, еще в ноябре я купил билеты на самолет и тихонько отсчитывал остающиеся дни. Сегодня я готов поделиться своими впечатлениями от фестиваля. Чтобы наиболее полно погрузить вас в атмосферу поездки, я включу хронометр и буду рассказывать, как оно было, в каждой контрольной точке, через каждый час поездки.

Стартуем!

День первый. 6 марта, пятница

На Мюнхен!
На Мюнхен!
10:50, время пока еще минское.
До открытия фестиваля - каких-то 7 часов, а я только выезжаю из дома. На автомобиле еду только до станции Беларусь, где планирую оставлять машину и далее пользоваться исключительно общественным транспортом.
План поездки расписан до минут, времени расслабляться нет, но если график не сбивать, то прибуду на фестиваль пратически к началу.

Это Мюнхен. Правда, похоже на Ждановичи? А здания - типа Дарида.
Это Мюнхен. Правда, похоже на Ждановичи? А здания - типа Дарида.
11:50. До фестиваля - 6 часов 10 минут.
Я проезжаю на электричке под мостом МКАД, направляясь на вокзал, откуда автобус увезет меня в аэропорт. Уже на этой стадии временной план начинает сыпаться. Электричка, которая в любой другой день и любое другое время приходит минута в минуту, опоздала на 20 минут. Пропускали несколько пассажирских поездов. Естесственно, на автобус я не успеваю и жду следующий.
Не буду нагнетать саспенс, приезд в аэропорт был запланирован, как по учебнику, почти за 2 часа до вылета. Опоздание на один автобусный рейс означает прибытие в аэропорт за 80 минут до вылета. Для минского аэропорта это, на самом деле, все еще "с запасом".

12:50. До фестиваля - 5 часов 10 минут.
Я проезжаю на автобусе под МКАД, направляясь из города в аэропорт. Опоздание на предыдущий рейс дало и положительный эффект: в ожидании следующего рейса нашлось время выпить чашечку крепкого кофе. Для меня, человека немного кофе-зависимого, отсутсвие дозы кофеина могло спровоцировать сбои в организме, и первый день получился бы скомканным. Что, кстати, и случилось со мной в прошлом году.

13:50. До фестиваля - 4 часа 10 минут.
Все нормально, я уже в зале ожидания, за 40 минут до вылета. Изначальное опоздание с легкостью отыграно, но тревожные звоночки где-то начали тренькать: подобная задержка будет чревата полным провалом при пересадке в Вене, где стыковка занимает всего 30 минут. С учетом пересадки с международного рейса на местный это означает, что за это время надо не только добежать от гейта к гейту, но и пройти таможенный и паспортный контроль.
Спокойно, говорю я вам, а сам опрокидываю бутылочку ирландского ликерчику для ровного дыхания. Спокойно, говорю я вам, на фестивале буду в форме, бутылочка маленькая, сувенирная.

14:50. До фестиваля - 3 часа 10 минут.
Расстояние до точки назначения стремительно сокращается, самолет уже подлетает к границе Беларуси с Польшей. Где-то внизу, на погранпереходе массы белорусов томятся в очереди, спеша в Польшу за дешевыми памперсами навестить родственников, а наши соседи газуют в обратном направлении, чтобы успеть попасть на празднование международного праздника 8 марта.

Согласно статистике, где-то в это время на территории Польши родился очередной новый сорт пива. Скорее всего, ИПА или АПА, темпы появления их вариаций начинают пугать. Охота за новыми вкусами выходит в Польше на свой пик. Вот только сорта, да даже и контрактные бровары, появляются каждый день новые, но вкус не меняется. Хороший пример дисбаланса количества и качества в пользу первого.

13:50. Переведем стрелки на европейское время, сразу на два часа назад. До фестиваля - 2 часа 10 минут.
Скорее всего, в зале музея общественного транспорта Мюнхена уже подключают кеги к краникам, и пивовары общаются меж собой, угощая друг друга самыми своими удачными и эксклюзивными марками. Через два часа такой возможности не будет, только успевай наливать страждущим гикам.

А в чешской Остраве пивовар только что засыпал мешок черного как дыра в космосе солода, запустив процесс рождения новой партии Черной Варвары. Сейчас он отдыхает на крылечке и смотрит на самолет в небе, а я сверху смотрю на него. Мы летим с опережением графика, что радует.

14:50. До фестиваля - час с хвостиком.
Я успел пролететь от границы с Чехией до Вены, приземлиться, убедить шенгенских офицеров в осмысленности пребывания моего в Европе и сесть в самолет на Мюнхен, который вылетает еще через 20 минут. Стюардесса была права, а я, который раз приезжая в Европу, все еще удивляюсь слаженности всех систем.

Еще на подлете к Вене я остановил бортпроводницу и высказал опасения, что полчаса для пересадки - маловатый срок. Я ожидал, что сейчас она шустро проникнется и пересадит меня в первый ряд бизнес класса, чтобы я мог первым выскочить из самолета и бежать. В крайнем случае слова ободрения - мол, все будет нормально, парень, ты спортивный, успеешь. А она скорее недоумевала: "Полчаса??? Пффф, успеете, да еще и бокальчик Гёссера перехватите". Интересно, как она пивную тему просекла?

15:50. 10 минут до открытия дверей.
Толпа на входе напоминает пенсионеров перед открытием гастронома в махровые времена. Шумят, пытаются заглянуть в щели: что сегодня завезли?
А мой самолет уже снижается перед посадкой в Мюнхене. 15-20 минут - и я на земле. Здесь сразу дают понять, кто есть пивная столица: своя минипивоварня есть уже в аэропорту. В прошлом году посетить не довелось, сейчас тоже некогда, надо спешить на фестиваль. Вот через три дня, перед отлетом, можно будет заскочить. А пока, в низком старте, ждем приземления.

16:50. Уже почти час крафт льется рекой, а я все еще в пути.
Да, минчане будут удивлены: мюнхенская электричка ходит прямо до комплекса аэровокзала, добежать до вагона можно от трапа за несколько минут без дополнительных авто-шатлов.

Мюнхен где-то рядом
Мюнхен где-то рядом
Бесплатный автобус от вокзала Гизинг
Бесплатный автобус от вокзала Гизинг

На самом деле, электричка уже практически привезла меня к локальному вокзалу Гизинг, откуда бесплатный фестивальный автобус довезет до музея за несколько минут. Все очень быстро и точно. Германия, едрить мой ЦКТ.
Впрочем, все по плану, за этот упущенный час не все еще выпьют. Фестиваль открыт до 11 вечера, полно времени.

И еще примерно столько же народу за мной
И еще примерно столько же народу за мной
17:50. Почти два часа после открытия.
И вот только сейчас я прошел в зал, ставший на три дня пивным. Что же длилось целый час, если я уже был буквально на подходе?
Очереди. Людей так много, что даже отлаженная немецкая система не справляется с потоком. Очередь на вход в здание музея - почти 100 метров. Купить билет можно было онлайн и идти без очереди, но почему-то, как и в прошлом году, онлайн продавались только однодневные билеты за 25 евро. Меня же интересовал трехдневный за 45 евро и, думаю, неудивительно, что я не стал покупать вместо него три однодневных.

За очередью на вход ждут очереди в гардероб и за жетонами. В гардероб можно ничего не сдавать, никого не интересует содержимое довольно внушительного рюкзака - заходи хоть с роялем. Но я же в хостел, чтоб кинуть вещи, не заезжал, и таскаться с объемной ношей как-то некомфортно.
Без жетонов тоже не обойтись. Практика стандартная: дегустационные дозы (100 мл) отпускаются за жетоны, один жетон стоит 50 евроцентов. Стоимость дозы - от 1 до 6 жетонов в зависимости от эксклюзивности сорта и совести наливающего.

Чтобы не подходить за жетонами несколько раз, я решил взять сразу сотню - прикинул, что на 3 дня как раз хватит (угадал довольно точно, как оказалось позже). Правда, это оказалось не так просто, девушка за стойкой долго оценивающе меня осматривала и пыталась отговорить: мол, одумайтесь, зачем так много, жетоны назад не принимаются. Пришлось соврать, что беру я жетоны на всех Пивных Волатов, что ждут за углом. "Ах, Вы из Пивных Волатов, что ж Вы сразу не сказали" - девушка сразу посветлела и отсыпала жетонов уже без дополнительных вопросов.

18:50.
Фестиваль в разгаре. первичную жажду я утолил, давайте теперь осмотримся да разберемся, что здесь творится.
Прямо на входе встречает стенд с британским пивом от нескольких не самых распространенных пивзаводов. Кажется, пара легких элей-портеров как ничто другое подойдет для затравочки.

Такие английские эли до минских прилавков еще не доехали
Такие английские эли до минских прилавков еще не доехали
Пора бы выработать алгоритм обхода всех точек, чтобы взять в итоге программу-максимум. Загрузившись в следующем стенде диким малиновым элем от австрийского гиганта Stiegl (прикиньте! пивгиганты варят чумовые сорта и выживают!), я провел наедине с собой мозговой штурм и изобрел выигрышную стратегию: Идти куда угодно и брать первый попавшийся сорт, который покажется интересным. Забегу вперед и скажу, что стратегия полностью себя оправдала, программа была выполнена полностью.
Ура! Не надо высчитывать плотность и идти с повышением градуса, не надо отмечать посещенные точки, чтобы ничего не пропустить. Просто идешь и пьешь пиво. Гениальная стратегия.

Соответственно, за первый час сканирования местности я успел попробовать немецкий балтийский портер (Hafensänger), выдержанный в бочке из-под виски крепкий красный немецкий эль (Pyraser Herzblut), экспериментальный foreign stout от австрийской минипивоварни (Zauberei Shadow Play) и одиозный шоколадный стаут от баварской мини (Spital Chocolate Stout), в котором, по ощущениям, успели хорошо прополоскать половую тряпку.
Большинство наименований незнакомы, правда? То ли еще будет, я еще всего час на фестивале.

19:50.
Конечно, все 87 опробованных сортов я описывать не буду. Это быстро превратится в рутину, слова начнут повторяться. Но в контрольных точках я отмечу самое-самое, то самое, ради чего был смысл ехать в такую даль вместо того, чтобы сгонять в Варшаву или Вильнюс и купить за те же деньги такое же количество сортов в полноценных бутылках.

Конечно, здесь много немецкого ремесленного пива. Рискну предположить, что сюда они все приехали. Безбашенные люди.
Разговаривал с девушкой на стенде гамбургской молодой пивоварни Buddel Ship, попробовал их балтийский портер Goltand 1394 - тяжелый, шоколадно-кофейный, непомерно горький. А девушка говорит, мол, это у них сладкий сорт. Я боюсь загадывать, что, по ее мнению, горькое.
Здесь же довелось попробовать довольно редкий стиль: кофейный ИПА. Крафтовары вообще любят играться в пивную комбинаторику и выдумывать комбинации, которые еще никто не создал. Кофейная нота - удел портеров да стаутов, а здесь смотрите: мы скрестили слона с хомячком два совершенно разных вкуса! Ну и, в лучших крафт-традициях, для усиления эффекта кофе купили не в Ашане, а пригласили гамбургских кофейных гиков и использовали исключительно крафтовый кофе.

В начале фестиваля я еще относительно свеж
В начале фестиваля я еще относительно свеж

20:50.
Сделаем-ка остановку в одном любопытном месте. Культура ремесленного пива уже вполне устаканилась, и большинство пивоваров делают в целом уже ожидаемые вещи: ИПА, стауты, барливайны и так далее. И вот при всем разнообразии находятся люди, делающие что-то неповторимое.

Я расскажу вам о проекте Kiesbye`s BIERkulturHAUS. Перевод нужен? Дом пивной культуры, ёпта.
Это совершенно дикое пиво. С традиционным вкусом тут мало общего. Да и на ходовой "крафт" это мало похоже. Как повелось в этой серии "лесного" пива, ингредиенты пивовар ищет в особых экологически чистых лесах в горах Австрии. В 2013 году этими ингредиентами стали молодые побеги и шишечки лиственницы. Да, друзья, лиственница - это не только надежные окна и прочные шкафы, но и вкуснейшее оригинальное пиво. Кроме этого сорта, была еще и версия 2014 года со смолой черной сосны - уникального дерева, живущего до 700 лет и достигающего 55 метров в высоту.

Забавным мне показался тот факт, что самое первое пиво из этого проекты Пивные Волаты совершенно случайно опробовали в поездке в Мартин в 2012 году. Купили в одном из пивных магазинов и дегустировали по всем правилам в машине. Оставлю здесь комментарий, сгенерированный тогда, когда мы не знали предысторию этого пива:

Конкурс на самое необычное пиво это сорт имеет хорошие шансы выиграть, немного других сортов дадут ему фору. Дегустируя в машине, мы так и не смогли отгадать мотив этого пива. Не то можжевеловое, не то имбирное, не то редкий вид хмеля там благоухает. Плюс оттенок какой-то карамельной конфеты на четкой солодовой основе.
Специфику сорта я не смог разгадать даже дома, изучив этикетку, хотя там подробно все расписано. Мотив-то оказался хвойный (сосновый), но детали остались за кадром. Я так и не смог перевести или найти описание, что такое Tannenwiprefl. Возможно, это свежая, молодая хвоя.
И ведь это еще не все. Не любая сосна сгодится для этого пива, а лишь из региона Hochkönig (гора недалеко от Зальцбурга). Забавно? Не то слово!

21:50.
Пивовары внезапно начинают сворачиваться. Не все, но движуха по свертыванию началась. Я, правда, этого не замечаю, а зря.
Кроме собственно пива, на фестивале были несколько стендов с сопутствующими устройствами или предметами.

Довольно популярным оказался прибамбас для вымораживания пива. Предельно простой, но удобный. Широкая бутыль с узким горлышком, в которой болтается глыба пивного льда, перевернута горлом вниз и зафиксирована на специальной подставке. Пивной концентрат тает быстрее воды и капает в пивоприемник.
В довершение к процессу мужчина, который все демонстрировал, брал маленькую металлическую палочку с шариком на конце, раскалял шарик газовой горелкой и отгонял им самых назойливых посетителей опускал в добытый пивной концентрат. Негазированый концентрат чудесным образом превращался уже в настоящий айсбок с шикарной плотной шапкой пены.

Я попробовал прошедший эту процедуру имперский стаут. На вкус полученное пиво было очень похоже на сладкий коньяк. Интересно было бы попробовать сей процесс (кстати, знатоки, как это все по-научному называется?) на белорусском пиве.

22:50.
Совершенно незаметно пиво перестали наливать. Я потыкался к нескольким краникам, но остался ни с чем, словно мотылек, стучащийся в освещенное окно, но безнадежно зависший на улице.

Впрочем, пора бы и в гостиницу заселиться. Бронировал я тот же хостел, что и в прошлом году, рядом с вокзалом. Хоть вокзал мне был совершенно не нужен, других вариантов со сравнимым ценником и расположением все равно не было.
Уходил с фестиваля я, чувствуя себя немного виноватым за излишнюю трезвость, ибо чувствовал что хоть за руль могу сесть. Я на фестиваль пивной приехал или в монастырь на чаепитие? Правда, уже в метро ощущение вины ушло, когда я заснул в вагоне и был разбужен на конечной на другом конце города машинистом.

23:50.
Вместо того, чтобы мять подушку в номере, я стою на пустынной станции и жду метро назад. Кто додумался такие длинные интервалы в движении делать? Никакой заботы о людях.
Через час я уже все же до места доеду, хватит приключений. Так что на сегодня контрольные точки заканчиваем. Всем спать. Завтра тяжелый день.

If you have found a spelling error, please, notify us by selecting that text and pressing Ctrl+Enter.

Profile photo of Сергей Ших

Сергей Ших

Я член правления клуба "Пивные Волаты". Я называю себя коллекционером красивых пивных этикеток и "дегустатором в отставке". Интерес к пивной теме начался в 1997 году с коллекции этикеток, потом появился инстинкт охотника за новыми сортами. Мне интересно не только и не столько само пиво как напиток, но сам феномен пивной культуры и истории, связанные с ним байки, стиль и его место в обществе. Мой интерес на сегодня - самые красивые этикетки и только редкие, эксклюзивные сорта пива.
Profile photo of Сергей Ших
Published on Categories Фестиваль 0 / 82
Profile photo of Сергей Ших

About Сергей Ших

Я член правления клуба "Пивные Волаты". Я называю себя коллекционером красивых пивных этикеток и "дегустатором в отставке". Интерес к пивной теме начался в 1997 году с коллекции этикеток, потом появился инстинкт охотника за новыми сортами. Мне интересно не только и не столько само пиво как напиток, но сам феномен пивной культуры и истории, связанные с ним байки, стиль и его место в обществе. Мой интерес на сегодня - самые красивые этикетки и только редкие, эксклюзивные сорта пива.

One thought on “Braukunst Live 2015. Повторение пройденного.

  1. Profile photo of vadim_onvadim_on

    Молодец!Обзор великолепен!Один большой минус для меня состоит в том,что прочел я его сегодня.А сегодня в Минске-день трезвости....

    Reply

Leave a Reply to vadim_on Cancel reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *