8 марта, день третий
9:00.
10:00.
Сегодня фестиваль стартует еще раньше, в 13:00. Но и закончится уже в 19:00.
Что делать в Мюнхене 3 часа до открытия? Нет, все еще не иду в Хофбройхаус, хотя это одно из совсем немногих открытых в воскресенье мест.
По традиции, предлагаю прогуляться по городу, подышать свежим воздухом да восстановить силы. Я бы даже сказал, что надо подумать о здоровье да совершить велопробег, но забота о здоровье в рамках алкотура выглядит пижонством.
Пешая прогулка подойдет в самый раз, а там, глядишь, и работающее кафе найдем, все же хочется не одними фестивальными гамбурнерами питаться. Впрочем, здоровое питание - то же пижонство по той же причине.
11:00.
Ноги сами привели меня к пункту проката велосипедов. Знак свыше, надо брать. Недешевое удовольствие, кстати: 9 евро первый час, каждый последующий по 2 евро.
В конце концов, надо же в конце концов на себе испытать удобство хваленой европейской системы велодорожек. Ходят легенды, что пешеходы там не ходят по велодорожкам, все бордюры занижены, а автоводители уважают велосипедистов и пропускают везде, где того требуют правила. А самое невероятное - это то, что при переходе дороги с односторонним движением достаточно посмотреть только в одну сторону, чтобы убедиться в отсутствии машин.
Так вот, за час покатушек я понял: брехня это все! Я нашел один незаниженный бортик, из-за которого мэр Мюнхена чуть было не подал в отставку. Одному БМВ-воду действительно пришлось меня пропускать, когда он хотел повернуть направо через траекторию моего движения. Пропустить-то он пропустил, но я четко слышал его нецензурные мысли.
12:00.
Увы, даже на центральной Кауфингерштрассе нет работающих ресторанов. Многочисленные туристы довольствуются пончиками с чаем да жареными каштанами. Почесавшись возле нескольких экскурсионных групп и послушав разную иностранную речь, я понял, что все дороги ведут на вокзал. Там хоть кусок горячей пиццы можно добыть. Тоже фастфуд, но хоть какое-то разнообразие.
Кстати, об иностранных языках. Русской речи я слышал довольно много, но не среди туристов и не на фестивале. На фестивале группу русскоговорящей молодежи встретил лишь единожды, среди скоплений туристов - тоже единицы, организованных групп не встретил ни одной. Зато просто на улицах или в транспорте - довольно много, это явно переехавшие. Женщина с дочкой, делающие домашнее задание в метро, школьники с ранцами почему-то советского образца, спешащие прохожие, разговаривающие по-русски по телефону.
13:00.
Ладно, давайте завершим обзор пивных специалитетов.
На фоне остальных несколько выделялась вот эта баварская пара. Выглядели они немножко испуганными, хотя сказать, что они не понимали, куда попали, нельзя: не в первый раз они приезжают, в прошлом году я точно к ним подходил.
Выглядят они как типичная баварская семейная пивоварня, основанная шестью поколениями назад. Но это не совсем так: пивоварне в следующем году исполнится 400 лет, а владельцами на протяжении этого времени были разные фамилии. Тем не менее, ассортимент здесь типично баварский. В прошлом году я отведал их темного бока, в этот раз не обошел вниманием светлый.
14:00.
Несколько молодых крафтовых немецких пивоварен организовали себе общий стенд, где можно было ознакомиться сразу с широким спектром современного ремесленного немецкого пива. Здесь нашелся и копченый кислый эль, похожий на паленый конский навоз, и совершенно не экстремальный копченый портер, и крепчайший имперский стаут, и банальный ИПА, и мутный имперский ИПА с потустронним вкусом.
Немецкий крафт, по ощущениям, был самой популярной темой среди посетителей. Неудивительно, впрочем.
15:00.
Довелось поговорить и с Кьетилом, пивоваром Nøgne Ø. Человеком он, как и ожидалось, оказался очень открытым. Воспользовавшись малым количеством посетителей, я смог побеседовать с ним довольно долго. Он тоже, как оказалось, помнил меня с прошлого года. Но это уже не так удивительно, учитывая, что я тогда терся возле их стенда почти весь воскресный день, пока все не перепробовал.
В этом году к третьему дню оставалось всего 3 сорта, два из которых я пил ранее. Про третий - Global Pale Ale - Кьетил рассказал, что нормально сбалансировать 13 сортов хмеля удалось лишь с четвертой попытки. Даже не знаю, хороший это показатель или нет. Но пиво выпил с удовольствием.
16:00.
Кстати, я не забыл, что я коллекционер. Правда, профильная тема моя оказалась гиблой: добычей оказались 2 (две!!!) этикетки от пивоварни Freigeist Bierkultur. В лучшем случае брали мой адрес, обещая выслать этикетки. Пока ничего не прислали. Чаще предлагали самому написать на завод. На мое замечание, что много нынче нахлебников, пишущих про этикетки, и перестали заводы высылать этикетки почтой, соглашались, но обещали сделать исключение, если упомянуть в письме, что мы разговаривали лично на фестивале. Не уверен, что напиши я на завод, они вообще дочитают до того места, где я про уговор напомню.
Гораздо проще и одновременно хуже дела обстоят с пробками: бутылочное пиво лилось рекой, пробки от открытых бутылок сыпались ведрами. В большинстве своем отдавали без проблем, хоть горстями, даже из мусорных пакетов выискивали. Увы, про аккуратное откупоривание никто не думал, так что все пробки были безнадежно погнуты.
Исключением был стенд американского пива, где на вопрос о пробках мне кивнули на группу парней у столика неподалеку: мол, становись в очередь.
Было много и подставок, но, будучи наслышанным о малой ценности немецких бирдекелей, я взял только несколько штук с итальянского да голландского столиков. А голландские тоже малоценные?
17:00.
Все самое-самое вроде попробовал. Ближе к завершению я скорее брал сорта, показавшиеся забавными оформлением или названием. Как вам сухой стаут под именем Красная Корова (The Red Cow)? Что, кроме больного воображения, явилось поводом так назвать пиво?
Rogue Voodoo - серия сортов в гламурных розовых бутылках, посвященных... пончикам! Я взял ванильно-лимонный. А еще есть с беконом и кленовым сиропом, с шоколадом, арахисовым маслом и бананом, с шоколадом и малиной. Какой ваш любимый?
И ведь все без фанатизма, все специи как будто к месту.
Кроме того, попробовал и несколько некрафтовых, традиционных боков и шварцбиров. В основном, они не терялись в разнообразии экспериментальных рецептов, а, значит, классическое пивоварение еще немного поживет, ремесленники если и победят, то нескоро.
18:00.
Последний час на фестивале оказался довольно тяжелым. По ходу трех дней я пропускал многие "старшие" сорта, чтобы не окосеть раньше времени и отведать их в конце. В итоге, в планах на конец фестиваля остались Dragon's Milk (американский имперский стаут от New Holland, 11% алк.), Naked Kiss (имперский нордический портер от Андерса Киссмейера, савренный на Nøgne Ø, 11.5%), Nusskraker (немецкий крафтовый имперский стаут, 10%) и на десерт - Sweet Sixteen (ледяной бок от Hans Müller Sommelierbier, Германия, 16%).
В итоге на последнее сил уже не хватило, обидно.
19:00.
Все! Пора рассказать о трудном пути назад в гостиницу и в этот день, но остановлюсь. Я устал, и вы, думаю, тоже. Думал еще в хостеле посидеть в мини-баре перед сном, но там оказалось тесно. Лучше лягу спать пораньше. Спокойной ночи.
Сергей Ших
Latest posts by Сергей Ших (see all)
- Дегустация №98: классика или модерн? - 16.07.2020
- Дегустация №84: (не)настоящие эли - 24.05.2020
- По следам съезда коллекционеров в Минске 2019 - 22.04.2019
Молодец!Обзор великолепен!Один большой минус для меня состоит в том,что прочел я его сегодня.А сегодня в Минске-день трезвости....