Широко известный пивовар норвежской пивоварни Nøgne Ø Кьетил Йикиун (Kjetil Jikiun), создавший не один десяток мировых пивных шедевров, уходит со своего поста и из пивоварения вообще. В планах человека-легенды - переезд на Крит и обустройство на винокурне. Пивная революция отступает. Здравствуйте.
Проникнувшись год назад новым мюнхенским пивным фестивалем, я ждал следующего года как россияне ждут победы футбольной сборной на чемпионате мира. Ничего не подозревая о грядущем кризисе в декабре 2014 года, еще в ноябре я купил билеты на самолет и тихонько отсчитывал остающиеся дни. Сегодня я готов поделиться своими впечатлениями от фестиваля. Чтобы наиболее полно погрузить вас в атмосферу поездки, я включу хронометр и буду рассказывать, как оно было, в каждой контрольной точке, через каждый час поездки.
Стартуем!
День первый. 6 марта, пятница
10:50, время пока еще минское.До открытия фестиваля - каких-то 7 часов, а я только выезжаю из дома. На автомобиле еду только до станции Беларусь, где планирую оставлять машину и далее пользоваться исключительно общественным транспортом.
План поездки расписан до минут, времени расслабляться нет, но если график не сбивать, то прибуду на фестиваль пратически к началу. 11:50. До фестиваля - 6 часов 10 минут.
Я проезжаю на электричке под мостом МКАД, направляясь на вокзал, откуда автобус увезет меня в аэропорт. Уже на этой стадии временной план начинает сыпаться. Электричка, которая в любой другой день и любое другое время приходит минута в минуту, опоздала на 20 минут. Пропускали несколько пассажирских поездов. Естесственно, на автобус я не успеваю и жду следующий.
Не буду нагнетать саспенс, приезд в аэропорт был запланирован, как по учебнику, почти за 2 часа до вылета. Опоздание на один автобусный рейс означает прибытие в аэропорт за 80 минут до вылета. Для минского аэропорта это, на самом деле, все еще "с запасом".
12:50. До фестиваля - 5 часов 10 минут.
Я проезжаю на автобусе под МКАД, направляясь из города в аэропорт. Опоздание на предыдущий рейс дало и положительный эффект: в ожидании следующего рейса нашлось время выпить чашечку крепкого кофе. Для меня, человека немного кофе-зависимого, отсутсвие дозы кофеина могло спровоцировать сбои в организме, и первый день получился бы скомканным. Что, кстати, и случилось со мной в прошлом году.
13:50. До фестиваля - 4 часа 10 минут.
Все нормально, я уже в зале ожидания, за 40 минут до вылета. Изначальное опоздание с легкостью отыграно, но тревожные звоночки где-то начали тренькать: подобная задержка будет чревата полным провалом при пересадке в Вене, где стыковка занимает всего 30 минут. С учетом пересадки с международного рейса на местный это означает, что за это время надо не только добежать от гейта к гейту, но и пройти таможенный и паспортный контроль.
Спокойно, говорю я вам, а сам опрокидываю бутылочку ирландского ликерчику для ровного дыхания. Спокойно, говорю я вам, на фестивале буду в форме, бутылочка маленькая, сувенирная.
14:50. До фестиваля - 3 часа 10 минут.
Расстояние до точки назначения стремительно сокращается, самолет уже подлетает к границе Беларуси с Польшей. Где-то внизу, на погранпереходе массы белорусов томятся в очереди, спеша в Польшу за дешевыми памперсами навестить родственников, а наши соседи газуют в обратном направлении, чтобы успеть попасть на празднование международного праздника 8 марта.
Согласно статистике, где-то в это время на территории Польши родился очередной новый сорт пива. Скорее всего, ИПА или АПА, темпы появления их вариаций начинают пугать. Охота за новыми вкусами выходит в Польше на свой пик. Вот только сорта, да даже и контрактные бровары, появляются каждый день новые, но вкус не меняется. Хороший пример дисбаланса количества и качества в пользу первого.
13:50. Переведем стрелки на европейское время, сразу на два часа назад. До фестиваля - 2 часа 10 минут.
Скорее всего, в зале музея общественного транспорта Мюнхена уже подключают кеги к краникам, и пивовары общаются меж собой, угощая друг друга самыми своими удачными и эксклюзивными марками. Через два часа такой возможности не будет, только успевай наливать страждущим гикам.
А в чешской Остраве пивовар только что засыпал мешок черного как дыра в космосе солода, запустив процесс рождения новой партии Черной Варвары. Сейчас он отдыхает на крылечке и смотрит на самолет в небе, а я сверху смотрю на него. Мы летим с опережением графика, что радует.
14:50. До фестиваля - час с хвостиком.
Я успел пролететь от границы с Чехией до Вены, приземлиться, убедить шенгенских офицеров в осмысленности пребывания моего в Европе и сесть в самолет на Мюнхен, который вылетает еще через 20 минут. Стюардесса была права, а я, который раз приезжая в Европу, все еще удивляюсь слаженности всех систем.
Еще на подлете к Вене я остановил бортпроводницу и высказал опасения, что полчаса для пересадки - маловатый срок. Я ожидал, что сейчас она шустро проникнется и пересадит меня в первый ряд бизнес класса, чтобы я мог первым выскочить из самолета и бежать. В крайнем случае слова ободрения - мол, все будет нормально, парень, ты спортивный, успеешь. А она скорее недоумевала: "Полчаса??? Пффф, успеете, да еще и бокальчик Гёссера перехватите". Интересно, как она пивную тему просекла?
15:50. 10 минут до открытия дверей.
Толпа на входе напоминает пенсионеров перед открытием гастронома в махровые времена. Шумят, пытаются заглянуть в щели: что сегодня завезли?
А мой самолет уже снижается перед посадкой в Мюнхене. 15-20 минут - и я на земле. Здесь сразу дают понять, кто есть пивная столица: своя минипивоварня есть уже в аэропорту. В прошлом году посетить не довелось, сейчас тоже некогда, надо спешить на фестиваль. Вот через три дня, перед отлетом, можно будет заскочить. А пока, в низком старте, ждем приземления.
16:50. Уже почти час крафт льется рекой, а я все еще в пути.
Да, минчане будут удивлены: мюнхенская электричка ходит прямо до комплекса аэровокзала, добежать до вагона можно от трапа за несколько минут без дополнительных авто-шатлов.
На самом деле, электричка уже практически привезла меня к локальному вокзалу Гизинг, откуда бесплатный фестивальный автобус довезет до музея за несколько минут. Все очень быстро и точно. Германия, едрить мой ЦКТ.
Впрочем, все по плану, за этот упущенный час не все еще выпьют. Фестиваль открыт до 11 вечера, полно времени.
И вот только сейчас я прошел в зал, ставший на три дня пивным. Что же длилось целый час, если я уже был буквально на подходе?
Очереди. Людей так много, что даже отлаженная немецкая система не справляется с потоком. Очередь на вход в здание музея - почти 100 метров. Купить билет можно было онлайн и идти без очереди, но почему-то, как и в прошлом году, онлайн продавались только однодневные билеты за 25 евро. Меня же интересовал трехдневный за 45 евро и, думаю, неудивительно, что я не стал покупать вместо него три однодневных.
За очередью на вход ждут очереди в гардероб и за жетонами. В гардероб можно ничего не сдавать, никого не интересует содержимое довольно внушительного рюкзака - заходи хоть с роялем. Но я же в хостел, чтоб кинуть вещи, не заезжал, и таскаться с объемной ношей как-то некомфортно.
Без жетонов тоже не обойтись. Практика стандартная: дегустационные дозы (100 мл) отпускаются за жетоны, один жетон стоит 50 евроцентов. Стоимость дозы - от 1 до 6 жетонов в зависимости от эксклюзивности сорта и совести наливающего.
Чтобы не подходить за жетонами несколько раз, я решил взять сразу сотню - прикинул, что на 3 дня как раз хватит (угадал довольно точно, как оказалось позже). Правда, это оказалось не так просто, девушка за стойкой долго оценивающе меня осматривала и пыталась отговорить: мол, одумайтесь, зачем так много, жетоны назад не принимаются. Пришлось соврать, что беру я жетоны на всех Пивных Волатов, что ждут за углом. "Ах, Вы из Пивных Волатов, что ж Вы сразу не сказали" - девушка сразу посветлела и отсыпала жетонов уже без дополнительных вопросов.
18:50.
Фестиваль в разгаре. первичную жажду я утолил, давайте теперь осмотримся да разберемся, что здесь творится.
Прямо на входе встречает стенд с британским пивом от нескольких не самых распространенных пивзаводов. Кажется, пара легких элей-портеров как ничто другое подойдет для затравочки.
Пора бы выработать алгоритм обхода всех точек, чтобы взять в итоге программу-максимум. Загрузившись в следующем стенде диким малиновым элем от австрийского гиганта Stiegl (прикиньте! пивгиганты варят чумовые сорта и выживают!), я провел наедине с собой мозговой штурм и изобрел выигрышную стратегию: Идти куда угодно и брать первый попавшийся сорт, который покажется интересным. Забегу вперед и скажу, что стратегия полностью себя оправдала, программа была выполнена полностью.
Ура! Не надо высчитывать плотность и идти с повышением градуса, не надо отмечать посещенные точки, чтобы ничего не пропустить. Просто идешь и пьешь пиво. Гениальная стратегия.
Соответственно, за первый час сканирования местности я успел попробовать немецкий балтийский портер (Hafensänger), выдержанный в бочке из-под виски крепкий красный немецкий эль (Pyraser Herzblut), экспериментальный foreign stout от австрийской минипивоварни (Zauberei Shadow Play) и одиозный шоколадный стаут от баварской мини (Spital Chocolate Stout), в котором, по ощущениям, успели хорошо прополоскать половую тряпку.
Большинство наименований незнакомы, правда? То ли еще будет, я еще всего час на фестивале.
19:50.
Конечно, все 87 опробованных сортов я описывать не буду. Это быстро превратится в рутину, слова начнут повторяться. Но в контрольных точках я отмечу самое-самое, то самое, ради чего был смысл ехать в такую даль вместо того, чтобы сгонять в Варшаву или Вильнюс и купить за те же деньги такое же количество сортов в полноценных бутылках.
Конечно, здесь много немецкого ремесленного пива. Рискну предположить, что сюда они все приехали. Безбашенные люди.
Разговаривал с девушкой на стенде гамбургской молодой пивоварни Buddel Ship, попробовал их балтийский портер Goltand 1394 - тяжелый, шоколадно-кофейный, непомерно горький. А девушка говорит, мол, это у них сладкий сорт. Я боюсь загадывать, что, по ее мнению, горькое.
Здесь же довелось попробовать довольно редкий стиль: кофейный ИПА. Крафтовары вообще любят играться в пивную комбинаторику и выдумывать комбинации, которые еще никто не создал. Кофейная нота - удел портеров да стаутов, а здесь смотрите: мы скрестили слона с хомячком два совершенно разных вкуса! Ну и, в лучших крафт-традициях, для усиления эффекта кофе купили не в Ашане, а пригласили гамбургских кофейных гиков и использовали исключительно крафтовый кофе.
20:50.
Сделаем-ка остановку в одном любопытном месте. Культура ремесленного пива уже вполне устаканилась, и большинство пивоваров делают в целом уже ожидаемые вещи: ИПА, стауты, барливайны и так далее. И вот при всем разнообразии находятся люди, делающие что-то неповторимое.
Я расскажу вам о проекте Kiesbye`s BIERkulturHAUS. Перевод нужен? Дом пивной культуры, ёпта.
Это совершенно дикое пиво. С традиционным вкусом тут мало общего. Да и на ходовой "крафт" это мало похоже. Как повелось в этой серии "лесного" пива, ингредиенты пивовар ищет в особых экологически чистых лесах в горах Австрии. В 2013 году этими ингредиентами стали молодые побеги и шишечки лиственницы. Да, друзья, лиственница - это не только надежные окна и прочные шкафы, но и вкуснейшее оригинальное пиво. Кроме этого сорта, была еще и версия 2014 года со смолой черной сосны - уникального дерева, живущего до 700 лет и достигающего 55 метров в высоту.
Забавным мне показался тот факт, что самое первое пиво из этого проекты Пивные Волаты совершенно случайно опробовали в поездке в Мартин в 2012 году. Купили в одном из пивных магазинов и дегустировали по всем правилам в машине. Оставлю здесь комментарий, сгенерированный тогда, когда мы не знали предысторию этого пива:
Конкурс на самое необычное пиво это сорт имеет хорошие шансы выиграть, немного других сортов дадут ему фору. Дегустируя в машине, мы так и не смогли отгадать мотив этого пива. Не то можжевеловое, не то имбирное, не то редкий вид хмеля там благоухает. Плюс оттенок какой-то карамельной конфеты на четкой солодовой основе.
Специфику сорта я не смог разгадать даже дома, изучив этикетку, хотя там подробно все расписано. Мотив-то оказался хвойный (сосновый), но детали остались за кадром. Я так и не смог перевести или найти описание, что такое Tannenwiprefl. Возможно, это свежая, молодая хвоя.
И ведь это еще не все. Не любая сосна сгодится для этого пива, а лишь из региона Hochkönig (гора недалеко от Зальцбурга). Забавно? Не то слово!
21:50.
Пивовары внезапно начинают сворачиваться. Не все, но движуха по свертыванию началась. Я, правда, этого не замечаю, а зря.
Кроме собственно пива, на фестивале были несколько стендов с сопутствующими устройствами или предметами.
Довольно популярным оказался прибамбас для вымораживания пива. Предельно простой, но удобный. Широкая бутыль с узким горлышком, в которой болтается глыба пивного льда, перевернута горлом вниз и зафиксирована на специальной подставке. Пивной концентрат тает быстрее воды и капает в пивоприемник.
В довершение к процессу мужчина, который все демонстрировал, брал маленькую металлическую палочку с шариком на конце, раскалял шарик газовой горелкой и отгонял им самых назойливых посетителей опускал в добытый пивной концентрат. Негазированый концентрат чудесным образом превращался уже в настоящий айсбок с шикарной плотной шапкой пены.
Я попробовал прошедший эту процедуру имперский стаут. На вкус полученное пиво было очень похоже на сладкий коньяк. Интересно было бы попробовать сей процесс (кстати, знатоки, как это все по-научному называется?) на белорусском пиве.
22:50.
Совершенно незаметно пиво перестали наливать. Я потыкался к нескольким краникам, но остался ни с чем, словно мотылек, стучащийся в освещенное окно, но безнадежно зависший на улице.
Впрочем, пора бы и в гостиницу заселиться. Бронировал я тот же хостел, что и в прошлом году, рядом с вокзалом. Хоть вокзал мне был совершенно не нужен, других вариантов со сравнимым ценником и расположением все равно не было.
Уходил с фестиваля я, чувствуя себя немного виноватым за излишнюю трезвость, ибо чувствовал что хоть за руль могу сесть. Я на фестиваль пивной приехал или в монастырь на чаепитие? Правда, уже в метро ощущение вины ушло, когда я заснул в вагоне и был разбужен на конечной на другом конце города машинистом.
23:50.
Вместо того, чтобы мять подушку в номере, я стою на пустынной станции и жду метро назад. Кто додумался такие длинные интервалы в движении делать? Никакой заботы о людях.
Через час я уже все же до места доеду, хватит приключений. Так что на сегодня контрольные точки заканчиваем. Всем спать. Завтра тяжелый день.
Сергей Ших
Latest posts by Сергей Ших (see all)
- Дегустация №98: классика или модерн? - 16.07.2020
- Дегустация №84: (не)настоящие эли - 24.05.2020
- По следам съезда коллекционеров в Минске 2019 - 22.04.2019
Молодец!Обзор великолепен!Один большой минус для меня состоит в том,что прочел я его сегодня.А сегодня в Минске-день трезвости....