Можно ли изображать людей и животных на пивных этикетках в Беларуси?

Можно. Здравствуйте.

Все началось в Фейсбуке с дискуссии о праздничной этикетке от портера 8/20, что Криница производит. Давайте с этой этикетки и начнем:
12768303_1015311971869155_7635615536011697881_o
Пиво с такой этикеткой в продажу не поступало, пиво распространяется на различных корпоративных и других мероприятиях. На очевидный вопрос "А почему такое пиво не пустить в продажу?" следует довольно очевидный ответ: "Законом о рекламе запрещено использовать образы людей и животных". Об этом знают все в Беларуси, поэтому остается только вздохнуть и помечтать о временах, когда в Беларуси появятся наконец креативные, радующие глаз этикетки.

В этой ситуации не будет ничего любопытного, пока власть не сменится вы не пройдете мимо полок с пивом в любом минском магазине, а ведь это случается не так редко, ведь интернет-доставка пока не охватывает пиво. Вы ведь все его видели. Сравните:
Жигул Янт оли фр 12768303_1015311971869155_7635615536011697881_o
А чуть-чуть взгляд вбок, и мы видим полковника Санделса, гуся из одного известного чешского региона, а импортный ассортимент включает бородатого очаковского мужика, чешского козла, немецкого Францисканера, британского хобгоблина и прочую живность.

Итак, почему одно можно продавать, а другое - нет? Придется немного покопаться в законах, чтобы ответить на этот вопрос. Давайте разбираться. Нам понадобится сам текст закона о рекламе и понимание, насколько он применим к этикеткам.

Полный текст закона о рекламе можно найти на правовом портале: Закон Республики Беларусь 10 мая 2007 г. № 225-З о рекламе.

Идем к статье 2, в которой идут определения терминов, и читаем:

реклама – информация об объекте рекламирования, распространяемая в любой форме с помощью любых средств, направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и (или) его продвижение на рынке;

Любая этикетка с образом человека или животного, появившись в открытом доступе (читай: в магазине), прекрасно подходит под это определение. Так что с одной частью вопроса разобрались лихо.

Теперь нас интересует статья 18, которая касается пива. Вот выдержка, которая описывает ограничения о содержании рекламы (это пункт 1 упомянутой статьи, выделение мое):

Запрещается размещение (распространение) рекламы пива и слабоалкогольных напитков:
на радио и телевидении с 7.00 до 22.00;
в зданиях (помещениях, сооружениях) учреждений образования, организаций здравоохранения, культуры, физической культуры, спорта;
в аэропортах, портах, на вокзалах, за исключением расположенных на их территории стационарных объектов общественного питания;
на остановочных пунктах общественного транспорта, станциях метрополитена;
на транспортных средствах, в том числе находящихся в личном пользовании граждан;
на плакатах, стендах, световых табло и иных средствах наружной рекламы;
на первых и последних страницах газет либо на первых и последних страницах или обложках журналов, других периодических изданий;
в изданиях, средствах массовой информации, предназначенных для граждан в возрасте до 18 лет либо специализирующихся на вопросах экологии, образования, охраны здоровья;
использующей образы людей или животных, в том числе рисованные, мультипликационные (анимационные), за исключением использования таких образов в зарегистрированных товарных знаках, используемых для обозначения пива;
использующей образы, высказывания, внушающие, что потребление пива или слабоалкогольных напитков содействует достижению успеха либо улучшает физическое или психическое состояние человека;
использующей образы, высказывания, создающие впечатление о том, что пиво или слабоалкогольные напитки безвредны или полезны для здоровья либо являются одним из способов утоления жажды;
призывающей к употреблению пива или слабоалкогольных напитков либо дискредитирующей воздержание от их употребления.
Требования абзацев первого–восьмого части первой настоящего пункта не распространяются на рекламу пива, содержащую исключительно информацию о производителях пива, в том числе их наименовании (фирменном наименовании), и товарных знаках, используемых для обозначения пива, за исключением такой рекламы в зданиях (помещениях, сооружениях) учреждений образования, организаций здравоохранения.

Подобные обороты: "за исключением", "кроме", "если не" - это волшебный ключик, открывающий секретные двери во всех сферах жизни. Завтра утром я обязательно сделаю зарядку, если не буду спешить на работу. Родители не имеют права обманывать своих детей, за исключением авантюры с Дедом Морозом. Я не пью, кроме случаев, когда я трезвый.

Но как же так, неужели весь этот зоопарк - зарегистрированные торговые знаки? Если это предположение кажется вам не очень правдоподобным, то давайте нанесем визит в Белгоспатент, благо и для этого не придется вставать со стула. Проявляя определенную сноровку, через форму поиска торговых знаков мы находим нашу барышню, упомянутую в начале статьи: http://www.belgospatent.org.by/database/index.php?pref=tz&lng=ru&page=3&target=70907. Нет, не такую же, но похожую. Здесь же обитает, к примеру, единорог, ранее украшавший этикетки Культа: http://www.belgospatent.org.by/database/index.php?pref=tz&lng=ru&page=3&target=71904.

А вот Жатецкого Гуся я найти не смог. Что, в общем, неудивительно, ибо родом он из России. Или из Чехии, экспертиза ДНК покажет. Важно для нас то, что на территории Республики Беларусь действуют международные регистрации торговых знаков. Вооружившись этим знанием, мы сходим на портал Всемирной Организации Интеллектуальной Собственности (ВОИС), а именно обратимся к базе данных торговых знаков. Ссылку я не на форуме Онлайнера нашел, а на все том же сайте Белгоспатента. Попробуйте найти там Велкопоповицкого Козла или финского полковника, и я уверен, что в повторите мой успех и увидите знакомые по полкам магазинов картинки.

Не могу признаться, что я нашел в белорусских и международных базах все образы людей и животных, которые встречаются на этикетках доступных в продаже сортов пива. Не могу похвастаться, что на своей шкуре убедился, что найденный алгоритм работает. Но судя по множественным примерам, это так. А судя по недавнему запуску "Крафтовой Пивоварни", то доступно это не только большим заводам.
12509104_10153410800567362_4106192257187797836_n
Правда, требует дополнительных денег и времени. Как говорится, если нельзя, но очень хочется, то можно. Ну или все равно нельзя, тут одно из двух.

If you have found a spelling error, please, notify us by selecting that text and pressing Ctrl+Enter.

Profile photo of Сергей Ших

Сергей Ших

Я член правления клуба "Пивные Волаты". Я называю себя коллекционером красивых пивных этикеток и "дегустатором в отставке". Интерес к пивной теме начался в 1997 году с коллекции этикеток, потом появился инстинкт охотника за новыми сортами. Мне интересно не только и не столько само пиво как напиток, но сам феномен пивной культуры и истории, связанные с ним байки, стиль и его место в обществе. Мой интерес на сегодня - самые красивые этикетки и только редкие, эксклюзивные сорта пива.
Profile photo of Сергей Ших
Published on Categories Обзоры 0 / 1319
Profile photo of Сергей Ших

About Сергей Ших

Я член правления клуба "Пивные Волаты". Я называю себя коллекционером красивых пивных этикеток и "дегустатором в отставке". Интерес к пивной теме начался в 1997 году с коллекции этикеток, потом появился инстинкт охотника за новыми сортами. Мне интересно не только и не столько само пиво как напиток, но сам феномен пивной культуры и истории, связанные с ним байки, стиль и его место в обществе. Мой интерес на сегодня - самые красивые этикетки и только редкие, эксклюзивные сорта пива.

One thought on “Можно ли изображать людей и животных на пивных этикетках в Беларуси?

  1. Profile photo of vadim_onvadim_on

    У "Пана Качына" тоже на ПЭТ-этикетах конкретный мужик нарисован)) Ой,сомнения меня терзают по поводу торговой марки....))

    Reply

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *